- Back to Home »
- Как стать "Тракдрайвером" ?
Posted by : Unknown
четверг, 8 мая 2014 г.
Профессия «Тракдрайвер»
Невозможно представить экономику страны без транспортной сети. По данным за 2001 год в транспортной отрасли в Канаде насчитывалось более 260 000 водителей-профессионалов, что составляет 1.7% всей рабочей силы На протяжении последних 20 лет можно услышать жалобы транспортных компаний о трудности с наймом профессиональных водителей. Так ли это? Возможно ли сохранение такого дефицита рабочей силы при саморегулируемой рыночной экономике? Конечно, нет. Водителей на рынке труда ровно столько, сколько их нужно рынку. Тем более что получить права на трак можно в течение месяца, потратив 1000-2000 долларов. И именно простота овладения профессией и довольно высокие заработки делают её очень популярной среди новоприбывших в страну иммигрантов. Необходимо получить права (Commercial Drivers License – CDL в США, категория AZ в Канаде). Практически все транспортные школы предлагают сходные условия на обучение. На мой взгляд, выбирать стоит не столько конкретную школу, сколько инструктора, который сможет вас быстро и «правильно» поставить на дорогу. Как это сделать? Я рекомендую брать пробные уроки. Возьмите урок и решите для себя подходит ли вам эта школа. Как правило, за 1-2 месяца, можно пройти все курсы, сдать все тесты и стать ещё одним счастливым обладателем прав категории AZ. Итак, где же она профессия, мечта, дорога, надежды на будущее – ведь водительские права уже в кармане? Далее начинается самый тяжелый этап в водительской карьере – поиск первого места работы и первые самостоятельные поездки. Большинство компаний не берут на работу водителей без стажа. Есть компании, где для новичков есть специальные программы, тренинги и др. Как правило, всё это сводится к тому, что новичку в первые несколько месяцев приходится выполнять реальную работу практически бесплатно, тем самым принося дополнительную прибыль компании-нанимателю, что влечет за собой удешевление рынка рабочей силы профессиональных водителей. Так, например, известна практика создавать команду водителей, состоящую из опытного водителя и новичка. Новичку могут платить либо 50-100 долларов в день, либо заведомо заниженную ставку по милям. Часто подобные предложения звучат следующим образом: первая поездка – бесплатно, вторая – 50 долларов в день, третья, четвёртая – 10 центов за милю, дальше – посмотрим. Через месяц новичок, как правило, уходит сам или его увольняют и берут ещё одного выпускника автошколы – «Следующий!». Как правило, речь идёт о длинных поездках на Запад, и, пробыв на дороге месяц «новичок» зарабатывает 2000 долларов вместо ожидаемых, обещанных 4000-6000. Это даёт возможность компании получить дополнительную прибыль и предлагать более низкие цены на перевозки. Таким образом, другим компаниям, заботящимся о качестве своих услуг и не нанимающих новичков, чтобы не вылететь с рынка, приходится экономить и платить меньше водителям со стажем. Но не отчаивайтесь, новичком вы будите 3-4 недели. Представим, что собеседования в компании пройдены, все тесты сданы, организационные вопросы улажены, впереди бескрайние американские дорожные просторы первой поездки. Очень важно чтобы начало в водительской профессии было, что называется, «без сучка и задоринки» или «без гвоздя и жезла». Так сложилось, что водитель на дороге несёт на себе ответственность за всё – и чтобы техника была в порядке, и чтобы не опоздать, и чтобы вовремя загрузиться-разгрузиться и чтобы быть и соответствовать тому, что требуют правила, законы, постановления и др. Не секрет, что в Канаде транспортная отрасль очень тщательно и строго контролируется и регулируется. Один инспектор поделился со мной мнением, что в Канаде более строго регулируется только атомная энергетика. Это накладывает дополнительную ответственность на водителя. Он должен тщательнейшим образом заполнять логбук, знать особенности езды в разных штатах, выполнять миллионы других мелочей, входящих в водительские обязанности. При этом законодательство не делает различия, новичок ты или нет, знал или не знал. Если вы обладатель AZ (CDL) – значит профессионал и полностью, и по всей строгости закона ответст венны за свою работу. В общем, самое важное в первые месяцы работы, - не нахватать штрафы, замечания и другие записи, не говоря об авариях. Потому что система в Северной Америке построена таким образом, что, уплатив штраф, вы не искупили свою оплошность. Все записи будутхраниться в вашем Driver’s Abstract и будутоказывать влияние на всю вашу дальнейшую карьеру. Так, например если у Вас «careless driving» или несколько записей о превышении скорости или запись о «проезде на красный свет», то, скорее всего в более-менее приличную компанию путь вам закрыт. Бытует мнение, что профессия водитель - дальнобойщик достаточно доходная. И действительно – 5000-7000 долларов в месяц выгодно отличают эту профессию. Однако, чтобы заработать такую сумму нужно проехать за месяц 12000-14000 миль, находясь на дороге 24 дня. Вот что говорит «Transport Canada» (прямой перевод): «Водителям приходится много работать. Статистика говорит, что в среднем Company Driver работает 50 часов в неделю, Owner Operator – 52 часа». Тот же источник: «20% водителей работают более 60 часов в неделю». Все эти цифры не отражают реальные рабочие часы многих водителейдальнобойщиков, потому что последние показывают только «официальные» часы в логбуках. National Safety Code Standard требует, чтобы все водители, кроме тех, кто ездит локально, вели логбук. Инспектор может наказать водителя, если последний работает дольше, чем это положено по закону. Водители быстро научились скрывать реальные часы, показывая off duty каждый раз, когда они останавливают трак. Время, которое водитель обязан спать (off duty) водитель проводят в очередях на границе, проверяя трак, крепя груз, во время погрузок и разгрузок и т.д. Почему это происходит? Потому, что большинству водителей-дальнобойщиков платят по милям. Чтобы увеличить заработок, водителям приходится сохранять всё "on duty" время для вождения трака и чтобы не застрять на полпути между Торонто и Ванкувером. В целом описать достоинства и недостатки профессии достаточно тяжело в силу её разнообразности. Трак драйвер может работать с трейлером на full load или LTL (здесь в трейлере находится несколько грузов от разных заказчиков), ездить по постоянному маршруту или обслуживать разных клиентов и каждый день новых, работать на перевозке контейнеров, крупногабаритных грузов или цистерн. Везде есть плюсы и минусы, но основное и бесспорное достоинство – это быстрота в освоении и относительно высокие помесячные заработки. С другой стороны в этой отрасли водителю приходится самостоятельно управлять дорогим оборудованием, перевозить часто очень ценные грузы на многие тысячи километров. Более того, часто приходится сталкиваться с тяжелыми дорожными условиями (снег, гололёд, туман, горы). И, конечно же, человеческий фактор. Многие водители легковых машин на дорогах не любят траки или ездят, не отдавая себе отчёта в опасности тяжелого грузовика. Следует отметить и недостаток профессионализма и культурывождения у многих «новеньких профессионалов». Все эти факторы не прибавляют удовольствия и спокойствия в этой работе и делают её крайне стрессовой. Что же ожидает водителя-профессионала на американских дорогах. Бесспорно, инфраструктура транспорта очень высоко развита в Америке и Канаде. Это великолепные дороги, интуитивно понятные знаки и указатели. Отдельно следует отметить заправки для грузовиков – то, что здесь обычно называется трак-стопом. На трак-стопе, кроме топлива для трака, можно получить и купить широкий ассортимент товаров и услуг. Так остановившись практически на любом трак-стопе, можно рассчитывать на приличный ужин в ресторане, душ, всегда чистые туалеты. К услугам водителей имеется факс, телефон, почта, интернет. На территории трак-стопа, как правило, имеется магазинчик со всевозможными товарами, пользующимися спросом на дороге. Там можно приобрести всё, начиная от предметов первой необходимости, продуктов питания и заканчивая запчастями и инструментами. Часто рядом с тракстопами располагаются ремонтные гаражи и гостиницы. Работают североамериканские водители на удобной, мощной и надёжной технике. Современные грузовики отличаются комфортабельными и тихими кабинами с кондиционированным и фильтрованным воздухом, с просторными и удобными отделениями для сна и отдыха. Многие траки оснащены автономными климатическими установками. Внутри машины имеется бытовое электричество, микроволновые печи, телевидение и др. Всё больше и больше траков оснащаются навигационными системами. Итак, ездим-ездим, а что дальше? Канада-Америка-Канада-Америка, обычные 40-45 центов за милю и диспетчер то мелким грузом мучает, то миль не даёт, то посылает в Нью-Йорк, то в Чикаго – тоже миль не накрутишь, и лишь изредка выпадает поездка на приличное расстояние. Конечно, многих такая ситуация не устраивает и наш пытливый иммигрантский ум задумывается, несмотря на бессонные ночи, о покупке трака. В конце концов, статистика насчитывает более 50 000 Owner Operators в Канаде. С 1975 по 1999 г количество Owner Operator в Канаде увеличилось с 11.2% до 24.2% - более чем в двараза. А чем мы хуже? С покупкой трака будущийсчастливый Owner Operator надеется улучшить своё материальное положение, получить возможность ездить на более выгодных направлениях, может быть, меньше работать, сохранив при этом доход. Оправдываются ли благие надежды? Извечный вопрос: Что лучше работать по найму или ездить на собственном грузовике. Однозначного ответа, пожалуй, нет. Слишком уж много составляющих. Но все же можно выделить некоторые тенденции. Многие Owner Operators предпочитают работать в больших канадских компаниях. Условия везде примерно одинаковы – оплата по милям, топливные карточки, регулярная работа (правда, в последнее время это всё реже и реже). Если при этом посчитать, во сколько обходится содержание трака, то мы увидим, что водителю остаётся «чистыми» столько же, если не меньше, сколько и Company Driver. Кипит наш разум возмущённый – «Зачем мне этот трак – гори он огнём?!» Есть альтернатива – можно найти работу на проценты. Здесь условия могут варьироваться от 65 до 95% от стоимости перевозки – в зависимости от того, кто платит страховку, регистрационные номера, как быстро выплачиваются деньги, от наличия своего трейлера – и многих других факторов. Свободный рынок всё-таки. В этом случае действительно есть возможность подобрать условия, при которых появится ощутимая разница в доходах и образе жизни по сравнению с Company Driver. Однако и риск здесь очень велик - риск нарваться на непорядочную компанию – приходится иметь дело с небольшими компаниями, ведь крупные канадские компании практически не предлагают процентную оплату. Во-первых они умеют хорошо деньги считать, во-вторых они не имеют возможности это делать по ряду организационных вопросов. Так какие же факторы нужно учитывать при выборе компании для своего трака? Безусловно, в компании должна быть работа. Полезно знать, сколько траков «тянет» один диспетчер в компании и будет ли ему дело до вас. Есть компании, где диспетчер ведёт 10-15 машин и у него, как правило, все конечности заняты телефонными трубками. Результатом этого, как правило, являются задержки при пересечении границ, отсутствие аппойтментов, неправильные адреса, ожидание каких-то бумаг и др. А ведь это всё ваше время, бесплатно потраченное на дороге. Крайне полезно знать финансовую стабильность компании, использует она факторинг или нет, т.е. продаёт накладные для получения ускоренной оплаты. Факторинг стоит, как правило, до 5% от общей прибыли. Так если компания обещает 90%, то реально она зарабатывает только 5% - что очень мало и, чтобы выжить, компания будет вынуждена приворовывать. Один из самых важных показателей – это соотношение в компании собственных машин и машин, принадлежащим Owner Operators. Не стоит объяснять, что если в компании есть «свои» машины, за которые компания платит арендную плату, страховку, содержание, то эти машины, безусловно, будутгрузиться в первую очередь, более дорогими, простыми, лёгкими и во всех отношениях более выгодными грузами, чем ваш трак – единственный и неповторимый. Бизнес есть бизнес. Как говорится - ничего личного. В общем, нужна «порядочная» компания со 100% оунер-операторов, достаточно стабильная, вовремя платящая деньги, с постоянной работой и чтобы диспетчер занимался мною - любимым 7/24. Смешно? И мне тоже. Идеал - недостижим. Хотя и опускать руки не стоит. На своём опыте могу сказать, что таких компаний немного, но они есть, их можно найти и устроиться туда, работать. Главное в процессе поисков не обозлиться, не разочароваться и не разориться. В целом же, если не лениться, ответственно и серьёзно отнестись к нелёгкой профессии трак драйвера, положительные результаты не заставят себя долго ждать.
Для новоприбывших это действительно реальный шанс в наикратчайшие сроки обстроиться в Канаде, поправить финансовую ситуацию, обеспечить будущее семье и детям. Для тех, кому надоело смотреть на мир из окна офиса или через экран монитора, для тех, кому надоел конвейер или фабрика или ещё чего хуже – «начальство достало», для тех, кто предпочитает морозный горный воздух спёртому климату офисов, для тех, кто умеет жить самостоятельно и не боится оставаться с проблемами один на один – эта профессия – отличный шанс сменить серую рутину повседневной жизни и испытать себя на прочность. Профессия трак драйвера своим норовистым и непредсказуемым характером очень напоминает женщин. И ведь, правда, чтобы справиться с этой профессией, нужно не только уметь её делать, но ещё мочь, хотеть и любить эту профессию. И только тогда она принесёт удовлетворение, радость и долгожданные плоды.
Дмитрий Усятинский.
XAN Systems Inc.
Мы готовы ответить на все вопросы касающееся Тракерства и как стать Тракдрайвером в Канаде! Пиши нам !
ОтветитьУдалитьчитайте про учебник вождения вот тут:
ОтветитьУдалитьhttp://nashedmonton.blogspot.ca/2015/06/tc-handbook.html